Главная » Файлы » Дрессура

В. ГРИЦЕНКО

Послушание собак

 

Всё о собаках –

  

Воспитание собаки

 

Теория дрессировки

 

 Современная теория дрессировки основывается на данных многих наук, изучающих поведение и научение животных, а также различных психологических школ и направлений. Особое внимание при этом уделяется значению потребностей и эмоций в структуре поведенческого акта и формам научения.

 

 

 

Методологические основы дрессировки

 

 Согласно одному из определений, поведение животных представляет собой «извне наблюдаемую двигательную активность живых существ, включающую моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой».

Единица поведения называется поведенческим актом. Он представляет собой довольно сложное явление, несмотря на то что элементарен по отношению к поведению.

Поведенческий акт заключается в удовлетворении потребности и разграничивается фактом возникновения и удовлетворения ее. Потребность и ее производная, мотивация, - основные причины того или иного поведения.

Потребности организма заложены генетически. Их можно разделить на витальные (потребности жизнеобеспечения), зоосоциальные и потребности саморазвития. К каждой потребности прилагается генетически наследуемая программа ее удовлетворения, то, что мы и называет инстинктивным поведением.

Генетически наследуемые программы удовлетворения потребностей представляют тот минимум, с которым рождается животное. В процессе жизнедеятельности инстинктивное поведение изменяется - модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды, в рамках которой удовлетворяются потребности. Таким образом происходит накопление опыта - научение.

При накоплении опыта эффективного поведения животные активно применяют свои интеллектуальные возможности, что наиболее ярко проявляются в нестандартных (не предусмотренных генетически) ситуациях удовлетворения потребностей. Информация о решении задачи по удовлетворению той или иной потребности (условия, способы и действия) сохраняется в памяти в виде знаний, умений и навыков и используется животным по мере необходимости для построения поведения. Знания могут существовать в виде информации (например знания о каком либо объекте) или в виде алгоритма какого-либо действия. Оба вида знания активно используются в структуре поведенческого акта. Если сформированный поведенческий акт, например какое-либо действие, оказалось эффективным, оно повторяется в поведенческом репертуаре и приобретает свойства умения. А если в силу каких-либо причин для удовлетворения данной потребности наиболее подходящим из умений оказывается лишь одно, оно, повторяясь чаще других (т. е. тренируясь), приобретает свойства навыка.

Научение - это приобретение и накопление животным в течение жизни определенного опыта, а также совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями.

Научение может осуществляться по-разному, в связи с чем выделяют несколько способов приобретения опыта, или форм научения; негативный (привыкание), имитационный (подражание), латентный, импринтинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты, когнитивная форма научения, основанная на интеллектуальных возможностях животных.

Дрессировка собак основывается на их способности к научению. По сути это само научение, потому что в результате дрессировки происходит приобретение и накопление определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности. Дрессировка как научение существующим подчиняется объективно законам научения. И дрессировкой научение становится только в результате активного участия в нем человека. Человек как дрессировщик контролирует внешние условия процесса научения, определяет его цель, задачи и в соответствии с этим организует этот процесс, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное, причем заметим, что с некоторыми из них животные никогда не сталкиваются в естественной среде обитания. Иначе говоря, дрессировка - это прежде всего деятельность человека.

В процессе дрессировки формируются знания, умения и навыки. Навык при своем формировании обязательно проходит стадию поведенческого акта. И так или иначе, сознательно или бессознательно, дрессировщик конструирует его, вызывая у животного необходимую потребность, контролируя обстановочную и пусковую афферентации, создает у собаки акцептор результата действия и обеспечивает подкрепление нужного с его точки зрения действия.

Видоизменяя инстинктивные программы поведения с целью выработки новых или удаления мешающих нам форм поведения, мы изменяем, т. е. формируем сообразно нашим целям и задачам поведенческий репертуар собаки. Учитывая современные понятия о поведении, можно смело сказать, что дрессировка - это формирование поведения.

Состав поведенческого репертуара, создаваемого в процессе дрессировки, определяется целью использования собаки: собака-компаньон, собака-поводырь, пастушья собака, охотничья собака, собака для занятия спортом или выступления в цирке, собака для охраны и защиты или для поиска взрывчатых веществ и т. п.

Принимая во внимание определяющую роль человека в дрессировочном процессе, следует подчеркнуть, что дрессировка - это род деятельности человека по формированию у животных поведения, необходимого ему в хозяйственных или иных целях.

Содержание дрессировки не исчерпывается формированием умений и навыков. Во время дрессировочного процесса происходит становление ролевой функции и определение иерархического статуса собаки по отношению к дрессировщику и, при необходимости, к членам его семьи. К этому следует добавить, что во время дрессировки происходит взаимное становление ролевых функций человека и собаки в осуществлении совместной деятельности и формируются зоосоциальные нормы поведения в самом широком смысле этого слова: манера поведения в семье-стае (например, способ разрешения конфликтов), отношение к своим и чужим, отношение к детям и т. п. И, что очень важно, у собаки формируются нормы «сотрудничества» с человеком, так как нормы кооперативного взаимодействия с представителем чужого вида вряд ли представлены исчерпывающе в генотипе собаки. Необходимо подчеркнуть, что формирование зоосоциальных взаимоотношений человека и собаки очень важно при дрессировке, т. к. именно на почве этих взаимоотношений и осуществляется сотрудничество: происходит реализация знаний, умений и навыков собаки при достижении общих целей. Похоже, что эффективность действия собаки зависит именно от уровня ее взаимоотношений с человеком.

Таким образом, во время дрессировки происходит становление зоосоциальных норм поведения, накопление знаний, формирование умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование собаки, что и составляет содержание дрессировки.

Теория и техника дрессировки реализуются в методах и способах этого процесса. Предметами теории дрессировки служат поведение и научение животных, а именно законы, причины, механизмы и условия формирования поведения, приобретения индивидуального опыта (знаний, умений и навыков). Иначе говоря, теория дрессировки должна рассматривать данные целого комплекса наук и разных психологических и зоопсихологических школ, не обедняя себя рамками физиологических основ.

Практическую основу дрессировки составляет техника дрессировки, т. е. способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции.

Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Для организации и регламентации этого процесса существует методика, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и т. д.

Воспитание собаки, как и дрессировка, - тоже научение и формирование поведения, но социального. Если во время дрессировки мы акцентируем внимание только на нервно-мышечном аспекте актов поведения, то при воспитании делаем упор на формирование знаний и понятий, а это уже социальная сторона поведенческого акта. В целях воспитания мы можем пользоваться дрессировкой как приемом воспитания, но воспитание - это не дрессировка, равно как и дрессировка - это не воспитание. Оба эти процесса объединяет лишь то, что они участвуют в формировании поведения. И взаимоотношения их можно сравнить с взаимоотношением формы и содержания в поведении как в целом.

Воспитание собаки - это целенаправленная и методическая деятельность человека по формированию ее темперамента и социальных норм поведения, соответствующих целям и задачам использования собаки.

Воспитание должно обеспечивать нормальное завершение развития нервной системы, адекватную социализацию, становление заданных свойств темперамента и социального поведения, гарантирующих эффективное управление собакой, ее дрессировку и применение.

Теория дрессировки реализуется через методы дрессировки.

Ныне существующая в русскоязычной литературе классификация методов дрессировки представляет собой по сути классификацию способов воздействия на собаку с целью инициации поведенческой реакции - действия и не более. И это естественно, поскольку, во-первых, анализ процесса дрессировки осуществляется до сих пор в рамках одной формы научения, а во-вторых, целью дрессировки определяется формирование условного рефлекса или навыка. Это служит и причиной того, что форма научения как категория теории дрессировки практически не рассматривается.

Второй недостаток общепринятой классификации в ее некорректности и прежде всего в неопределенности применяемой терминологии. Возьмем, к примеру, термин «механический метод дрессировки». Если понимать под ним непосредственно физическое воздействие на собаку, то по степени его выраженности (степени прикладываемой силы) этот метод объединяет неравные способы. В рамках механического метода можно выделить такие воздействия, которые, не приводя к болевым или неприятным ощущениям и не вызывая оборонительной потребности, вызывают в то же время изменение поведения. Или способ пассивной флексии (способ лепки по К. Прайор): мы учим собаку подавать переднюю лапу и просто поднимаем одну из ее лап своей рукой, подкрепляя это действие.

Этот способ возможен, только если собака не сопротивляется нашим воздействиям. «Способ наталкивания» заключается в том, что мы в прямом смысле этого слова физически подталкиваем собаку к нужному нам действию, не причиняя ей боли или неприятных ощущений. Это просто «дружеский» толчок, который сообщает инерцию, благодаря чему она занимает нужное нам положение или совершает необходимое действие. Воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям, вызывают уже оборонительную потребность и, соответственно, реакцию избавления от них. Такие воздействия поэтому называют способом оборонительного поведения.

Разница в механических воздействиях заключается не только в прикладываемых к собаке усилиях, но и в различных интимных механизмах их действия, поэтому объединять их под одним названием нельзя.

Термин «вкусопоощрительный метод» не отражает сущности метода В. Л. Дурова, сводя его к способу наведения при помощи пищевой мишени. Отличая свой метод дрессировки от общепринятого, В. Л. Дуров называл его «методом гуманной дрессировки». З. Б. Гуревич в книге «О жанрах советского цирка» называл этот же метод эмоциональным. Вкусопоощрением В. Л. Дуров считал только факт положительного пищевого подкрепления. В книге «Дрессировка животных. Психологические наблюдения…», изданной в 1924 г., он писал: «Наградой у меня являются: прикармливание, ласка или одобрение словом Браво. Эту награду я называю вкусопоощрением».

В рамках своего метода Дуров описывает несколько способов воздействия на животных для инициации тех или иных двигательных реакций. Свой основной технический прием дрессировки он называл жестикуляцией и понимал под этим «комплекс движений, которые наводят животное на нужное движение». Кроме того, он описал и пользовался способами наталкивания, альтернативного поведения, способом пассивной флексии, отбора поведения с его вариантами усиления выраженности поведенческого акта или его элемента, или редукции их.

Последователи В. Л. Дурова не только упростили общее представление о его методе, но и сократили технический арсенал.

Понятие «контрастный» тоже достаточно не определен в полной мере. Еще в 50-е гг. В. Бочаров и А. Орлов подчеркивали, что контрастность присутствует и в других методах дрессировки.

Некорректность используемой классификации также заключается в объединении принципиально различных явлений, например метод подражания, по современным понятиям, - это и форма научения (имитационное научение), и чисто технические приемы воздействия на собаку.

 

Полный текст книги


[ Download from this server (380.4 Kb) ]
Автор: Rockface_sao   •   Опубликовано: 22.12.2024 в 05:24   •   Комментарии: 0

Комментарии

Имя *:
Email *:
Код *: